Плагины от Waves (Динамическая обработка звука)

Константин Мусатов

Пользователь
18 Июн 2016
1,172
331
81
48
Московская обл.
Очень хочется, чтобы динамический диапазон канала записи/передачи соответствовал динамическому диапазону звука, создаваемого реальными источниками. Чтобы и самые тихие звуки достигали ушей слушателя, и самые громкие не вызывали перегрузку аппаратуры. Увы, как правило, динамический диапазон источников звука шире динамического диапазона радиоприемника, усилителя, магнитофона, акустической системы.
Для урегулирования этого противоречия и решения множества сопутствующих задач служат приборы динамической обработки: лимитеры, компрессоры, деэсеры, экспандеры, гейт
41.png
В левой части окна располагается измеритель уровня входного стереосигнала. Ориентируясь по его показаниям, вы должны выбрать подходяще значение порога срабатывания прибора. Для этих целей имеется движковый регулятор Thresh. В поле, совмещенном с регулятором, в децибелах отображается численное значение порога. Такое соседство очень удобно. Не нужно гадать, какой порог следует выставить. Смотрите на светящиеся столбики индикаторов и перемещайте регулятор на такую высоту, чтобы он находился в районе той отметки, до которой столбики опускаются в моменты достижения сигналом минимального уровня (исключая паузы). Это и будет отправной точкой в настройке компрессора.

По центру окна располагается еще один индикатор. Он показывает отличие текущего уровня сигнала от выставленного порога. Здесь же находится движковый регулятор степени компрессии/экспандирования Ratio. В его поле отображается числитель установленного вами отношения компрессии (для компрессора) или отношения экспандирования (для экспандера). В знаменателе всегда незримо присутствует 1.

Если Ratio > 1, то производится компрессирование, если Ratio < 1 - экспандирование. Необходимая величинаRatio зависит от характера задач, которые вы решаете с помощью плагина.

Справа располагается измеритель уровня стереосигнала на выходе плагина, совмещенный с регулятором уровня Gain. Работать с этими элементами в процессе сведения или мастеринга просто: следите, чтобы не было "зашкаливания". А если индикатор клиппирования, расположенный над измерителем, все же иногда вспыхивает, немного уменьшайте регулятором Gain уровень выходного сигнала. Можно также подрегулировать параметры Thresh, и Ratio. Главное, чтобы средний уровень выходного сигнала был достаточно велик, а искажений, вызванных перегрузкой, не было.

Движковыми регуляторами Attack и Release регулируют соответственно время включения и выключения устройства динамической обработки (время атаки и восстановления).

Подбор оптимального времени восстановления - задача в общем случае сложная, творческая. Для тех, кто затрудняется с выбором Release, в плагине предусмотрен специальный алгоритм автоматического управления величиной этого параметра - Auto Release Control, сокращенно ARC.

На очереди плагин RDeEsser. Напомним, что деэсер представляет собой по сути дела компрессор, реагирующий на уровень не всего обрабатываемого сигнала, а лишь на уровень его определенных спектральных составляющих. Деэсер получается, когда в канал управления компрессором встраивают фильтр, выделяющий частоты, характерные для свистящих звуков. Наиболее ярким и "вредным" представителем последних является звук "эс". Отсюда и происходит название обработки.
42.png
Если нажата кнопка Audio, то на измеритель и на выход плагина поступает обработанный сигнал. Но стоит нажать кнопку Side Chain, и вы услышите не то, что получится после обработки, а наоборот то, что в процессе обработки будет из сигнала удалено. Лучше и надежнее способа подбора параметров деэсера не придумать. Регулируете параметры, слушаете, что получается, и добиваетесь, чтобы слышны были только те неприятные звуки, от которых нужно избавиться. Дело в том, что работа деэсера сказывается не только на мешающих, но и на полезных звуках. И здесь важно не перестараться с подавлением "эс" до такой степени, что заметно исказятся и другие, ни в чем неповинные составляющие сигнала.

C1 comp - это один из модулей, составляющих целую линейку виртуальных приборов динамической обработки. В некоторые более сложные приборы C1 comp входит в качестве составной части. Если судить по намеку, содержащемуся в названии (comp), то можно предположить, что модуль реализует компрессию динамического диапазона сигнала. В действительности в нем объединены функции компрессора и экспандера. При больших отношениях компрессии вы получите еще и ограничитель.
43.png
Как и для традиционных приборов динамической обработки, здесь значения Ratio > 1:1 означают компрессирование, а Ratio < 1:1 - экспандирование. Станем увеличивать Ratio. При отношении 50:1 компрессор фактически превратится в ограничитель: участок графика, расположенный правее порога, пойдет горизонтально. Если попытаться и далее увеличивать значение Ratio, то мы увидим, что отношение компрессирования, отображаемое в поле кнопки Ratio, стало отрицательным числом, уменьшилось по абсолютной величине, а на графике появилась впадина.
44.png
Вид графика при отрицательном значении Ratio
Самое главное отступление от традиций состоит в том, что у этого прибора не один, а два порога: верхний порог GateOpen и нижний GateClose. Гейт включается, когда уровень сигнала превысит верхний порог, а выключается только после того, как уровень сигнала станет меньше нижнего порога. Двухпороговый алгоритм позволяет, с одной стороны, надежно отсечь шум в паузах, с другой, - сохранить в музыкальных звуках фазу затухания и реверберационные хвосты.

С помощью кнопки-слайдера Floor можно изменять характер динамической обработки сигнала в области перекрытия - на интервале между нижним и верхним порогами. Для классического гейта значение данного параметра составляет "минус бесконечность" (-Inf). Это означает, что выключенный гейт как бы настолько ослабляет сигнал, что его уровень становится бесконечно малым, а при включении гейта происходит скачок уровня от -Inf до значения, равного пороговому. Если вдуматься, то сказанное эквивалентно тому условию, что переключение гейта происходит, как только возникнет ненулевая, и вместе с тем бесконечно малая по абсолютной величине разность значений порога и уровня сигнала. На практике, конечно, вместо бесконечно малых величин прибор имеет дело просто с очень малыми величинами. Так вот, с помощью регулятора Floorможно изменить значение коэффициента передачи, соответствующего "выключенному" гейту. Он не обязательно должен быть "равен" -Inf.
Выручалочка для дилетанта
46.png
RVox представляет собой гейт, вокальный компрессор и ограничитель, объединенные в одном плагине, управление которым предельно упрощено за счет того, что предусмотрена автоматическая регулировка уровня входного сигнала, а динамические параметры (времена атаки и освобождения) для изменения недоступны.
Всё в одном флаконе
49.png
Плагин C1 comp-gate - универсальный процессор динамической обработки: компрессор, деэсер, экспандер, гейт, а также сочетание двух приборов, включенных последовательно, и многое другое. Это наиболее полнофункциональный плагин серии C1, имеющийся в пакете Waves Platinum Native Bundle 4. Все более простые плагины этой серии входят в него как отдельные модули. Плагин потребляет много ресурсов компьютера, значительно больше, чем каждый из его компонентов в отдельности. Поэтому использовать C1 comp-gate нужно только в том случае, когда требуется выполнить комплексную и сложную динамическую обработку сигнала.

Структурно окно плагина состоит из следующих секций:

  • измерителей уровней сигналов во входной цепи компрессора/экспандера;
  • кнопок управления параметрами обоих приборов;
  • измерителей уровней сигнала во входной цепи гейта/экспандера;
  • дисплея с координатным полем, предназначенного для отображения графиков передаточных характеристик;
  • дисплея с координатным полем, предназначенного для отображения АЧХ фильтров;
  • коммутаторов, регуляторов и измерителей уровня сигнала на выходе плагина.
http://www.petelin.ru/pcmagic/waves/waves4.htm
 
Последнее редактирование модератором: